Поляризационный фильтр — что это такое?

Фотографы в своей работе используют разные фильтры для объективов: защитные, цветные, градиентные и т.д. Один их вид выделяется среди прочих. Результат от его использования нельзя воспроизвести с помощью компьютерной пост-обработки.

Это поляризационный фильтр — очень важное для фотосъемки и интересное устройство. Мы поможем разобраться, что это такое, зачем он нужен, и каких эффектов можно добиться с его помощью.

Что представляет из себя поляризационный фильтр

Это фильтр, который может отсекать «лишний», поляризованный, свет. Он также повышает цветонасыщенность снимка, прозрачность воды или стекла на фотографии. Такой фотофильтр подавляет нежелательные отраженные блики, отсекая свет от них. Это свойство делает его незаменимым для пейзажной съемки, фотографирования на ярком солнечном свете.

Такие устройства бывают линейными или круговыми. Второй тип (CPL), используется намного чаще первого, и именно о нем говорят как о классическом поляризационном фильтре. Он состоит из подвижной и неподвижной частей. Статичный элемент вкручивается в объектив, поэтому подбирать аксессуар нужно с учетом диаметра резьбы оптики. Производители с хорошей репутацией (такие, как FST, Bessa, Phottix) всегда указывают в описаниях этот параметр и даже совместимые модели камер и оптики.

Подвижная часть проворачивается на 360 градусов — так устройство подстраивают под особенности поляризованного отражения. Поэтому CPL рекомендуют устанавливать на оптику с внутренней системой фокусировки. Передняя линза не вращается одновременно с оправой. Фильтры поляризационного типа можно комбинировать с другими, например, защитными. Но нужно помнить: чем больше приспособлений накручено на объектив, тем выше риск виньетирования в углах кадра.

Основная сфера использования CPL

В базовом случае CPL действуют как нейтральные фильтры, пропуская уменьшенное количество света. Они полноценно заменяют нейтрально-серые фильтры с низкой плотностью. CPL позволяет снимать на ярком солнечном свете при невысокой скорости затвора — без пересвета и с нужным экспонированием. Соответственно, если освещенность сцены недостаточная, поляризационный фильтр лучше снять.

Вращая подвижную часть устройства, фотограф контролирует угол фильтрации, изменяя положение камеры — силу эффекта. Использование CPL позволяет устранять бликование от поверхности воды, стекла, металла под определенными углами, повышая цветовую насыщенность изображений. С его помощью можно:

  • снимать красивое небо — насыщенного голубого цвета, с хорошо видными облаками;
  • делать фотографии речного дна — фильтр повышает прозрачность воды, четче очерчивает контуры влажных объектов;
  • уравновесить яркое небо и темные листья на деревьях, повысив качество фото с широким динамическим диапазоном;
  • уменьшить дымку и увеличить контрастность при съемке на длиннофокусный объектив;
  • удалить холодные синеватые тона, которые дает небо, с земли, травы, предметов;
  • четко и качественно фотографировать предметы на витринах за стеклом, за окнами и т.д.

Немного нюансов

При работе с CPL важно помнить, что они лучше проявляют свои достоинства в солнечную погоду, чем в пасмурную. Также фильтры, увеличивая цветовую насыщенность, снижают количество прямых световых отражений. Уровень эффекта зависит не только от использования CPL, но и от собственной отражающей способности объектов и их положения относительно солнца.

Другие нюансы, о которых стоит помнить при работе с CPL

  • Насыщенность и эффект не всегда равномерно распределены по площади кадра. Например, такие проблемы могут возникать при съемке панорам на объективы с фокусным расстоянием до 28 мм. С широкоугольной оптикой, кстати, лучше использовать CPL в тонкой оправе, чтобы не было виньетирования.
  • С помощью CPL можно изменить баланс белого, уведя его в теплый или холодный тон. Для этого фильтр поворачивают задом наперед. Но при этом он потеряет способность отсекать поляризованный свет — станет просто нейтральным.
  • При съемке пейзажных фото на первый план выступает качество фильтра. Если оно на высоте, у фото будет достаточная глубина, резкость и контрастность не снизятся, не появятся ненужные солнечные блики.

В качестве заключения

Учтите, что CPL — один из самых дорогих фильтров. Выбирать его нужно не менее скрупулезно, чем сам объектив. Поляризационный фильтр нуждается в бережном хранении и уходе с помощью специальных средств для фототехники. Лучше с самого начала правильно инвестировать в качественный продукт и все, что для него нужно. Тогда фильтр прослужит десятилетиями и во много раз увеличит качество снимков.


Новости

Очки Fotokvant G-Black ND снова в продаже
27 июля 2025 г.

Очки Fotokvant G-Black ND снова в продаже

Очки Fotokvant G-Black ND снова в продаже — и теперь в расширенном ассортименте! Прошлая партия этих...
Поступление бумажных фонов Wansen премиального качества
27 июля 2025 г.

Поступление бумажных фонов Wansen премиального качества

В нашем ассортименте — долгожданное пополнение! В магазин поступили бумажные фоны от компании Wansen...
Переезд магазина Фотогора в СПб
27 июля 2025 г.

Переезд магазина Фотогора в СПб

Наш шоурум в Санкт-Петербурге меняет адрес. С 5 мая 2025 года мы будем рады видеть вас в новом прост...
Переезд магазина Фотогора в Москве
27 июля 2025 г.

Переезд магазина Фотогора в Москве

Московский шоурум Фотогора находится в процессе переезда на новое удобное место, в связи с чем могут...
график работы на майские праздники
27 июля 2025 г.

график работы на майские праздники

График работы на майские праздники:Москва: 1-4 и 8-11 мая работаем с 11 до 18ч. Питер: 1-4 и 8-11 ма...
Тед Гор — Проводник в Мир Эмоционального Ландшафта
(не задано)

Тед Гор — Проводник в Мир Эмоционального Ландшафта

Тед Гор — пейзажный фотограф из Южной Калифорнии, получивший широкое международное признание за разр...
Profoto представила вспышки B20 и B30 с LED-подсветкой
30 июня 2025 г.

Profoto представила вспышки B20 и B30 с LED-подсветкой

Profoto анонсировала новые аккумуляторные вспышки B20 и B30, являющиеся развитием серии B10. Модель
Даниэль Чонг: Создатель гиперреальности
4 июля 2025 г.

Даниэль Чонг: Создатель гиперреальности

Даниэль Чонг родился на Маврикии. По происхождению он китаец, по гражданству — француз.
Флаги для предметной съемки

Флаги для предметной съемки

Wansen

Узнать больше
Войти
Заказать обратный звонок
Оповестить при поступлении товара?

Оставьте свою почту и мы обязательно уведомим вас при поступлении данното товара

Ваша корзина

Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных и соглашаетесь с условиями их обработки. Заблокировать использование cookies сайтом можно в настройках браузера