Снимать на пленку сейчас очень модно и результат получается интересный, а процесс съемки привлекает не только самого фотографа, но и заказчика. Также бывает и обратная ситуация, когда пленка подобрана неверно и тот результат, который получают после проявки и печати (или) сканирования, приносит одно разочарование. Чтобы избежать таких неприятных ситуаций, особенно если предстоит коммерческая съемка, стоит разобраться в порядке выбора подходящей в конкретном случае пленки.
Не секрет, что пленки делятся на:
- черно-белые — на упаковке указан процесс D76
- цветные — на упаковке указан процесс C41
слайдовые цветные — на упаковке указан процесс E6

Черно-белые фотопленки относятся только к профессиональным пленкам, в чем отличие профессиональных от любительских, посмотрим чуть позже. Так же черно-белые пленки различаются между собой максимально возможной детализацией, размером зерна (монохромного шума) и контрастом. Как правило, пленки, обладающие высоким разрешением, позволяют сделать отпечаток большого размера без потери резкости, с очень мелким зерном, а также часто обладают более широким динамическим диапазоном передачи света и теней и слегка заниженным контрастом (но не всегда). И наоборот, чем больше зерно на пленке, тем ниже резкость кадра и выше контраст (но тоже не всегда). Также стоит понимать, что с повышением чувствительности любой пленки растет зерно и падает резкость.

Цветные пленки ведут себя схоже с черно-белыми, однако как такового зерна у них нет, просто с повышением чувствительности уменьшается резкость получаемого кадра. Есть еще цветные пленки, слои которых подобраны так, что вы получаете черно-белое
изображение при печати на цветной бумаге, но зерна на таких пленках не будет все равно. Разные производители фотопленок наделили свою продукцию собственной уникальной цветопередачей и раньше, в эпоху оптической печати, можно было легко по отпечатку определить на пленку какого марки снята фотография. Сегодня пленки для печати обязательно сканируются, превращаясь в файл и разница в цветопередаче пропадает.

Также среди цветных пленок (есть как любительские, так и профессиональные) встречаются пленки, адаптированные по цветопередаче для съемки в свете ламп накаливания. Вообще надо понимать, что при съемке на цветную пленку нужно применять
либо импульсный студийный свет, либо естественное освещение — все остальные источники света могут давать искажение цвета и требуют использования специальных конверсионных фильтров на объектив.
Слайдовые цветные пленки — это пленки только профессиональные, которые дают сразу готовую к просмотру позитивную картинку. Как правило, они очень тяжело сканируются и смысл снимать на них появляется только для использования в настоящем
слайдовом проекторе. Так что в современном мире слайдовые пленки уже совсем экзотика.
Все пленки делятся на любительские и профессиональные. Основное различие в резкости получаемого изображения, насыщенности цвета, контрасте и требованиям к транспортировке и хранению.
Профессиональные пленки имеют меньше защитных слоев, поэтому они тоньше и дают более резкое изображение. Но при этом требуют бережного хранения (в холодильнике) и немедленной проявки сразу после съемки. Бывают только по 36 кадров в кассете под узкий формат (обычные фотоаппараты) и еще многих типоразмеров вплоть до листовых пленок для форматных деревянных камер.
Любительские пленки, наоборот, обладают большим количеством защитных слоев, легко выдерживают после съемки длительное хранение перед проявкой и вообще любые издевательства неопытного фотографа. Но такие пленки дают перенасыщенные цвета и
немного пониженную резкость, поэтому профи их не любят. В кассеты для узкопленочных фотоаппаратов заправляются по 12, 24, 36 кадров.
Сегодня для выбора пленки под задачи конкретных съемок можно дать следующие рекомендации:
Пейзаж — цветная профессиональная или черно-белая мелкозернистая, 100 ISO, контраст на выбор.
Портрет — цветная или черно-белая и любительская и профессиональная, 100-400 ISO, малоконтрастная.
Жанровая фотография — черно-белая зернистая или цветная любительская, 400-1600 ISO.
Вообще, выбор безграничен и варианты бесконечны. Самый главный совет — сначала прочитайте все о пленке, которую собираетесь купить: контраст, зернистость, насыщенность, цветопередача, резкость. Сейчас пленку продают редко и немного, поэтому продавцы не всегда готовы подробно вас проконсультировать — с таким выбором стоит потрудиться самим и заранее.
Удачных вам творческих кадров.